EN RU
Ocutri

ocutri

Услуги по разработке, R&D и сопровождению в области нестандартных и наукоемких задач.

Написать

Компьютерный анализ медицинских изображений и биомедицинских сигналов

Обзор.


Связаться

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАС:

В медицине применение методов цифровой обработки медицинских изображений и сигналов получило широкое распространение. Актуальность такого направления имеет два аспекта. Во-первых, это - быстрое развитие медицинской диагностической техники: компьютерная томография (КТ), однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ), магнитно-резонансная томография (МРТ), многообразные виды ультразвуковых и рентгеновских исследований. Во-вторых, быстрое развитие компьютерной техники и математических методов анализа изображений, машинного обучения и компьютерного зрения.

За последние годы взрывное развитие методов глубокого обучения, методов анализа данных и систем обработки данных, например, big data - все это привело к тому, что автоматизируется решение биомедицинских задач, для которых это раньше было невозможно.

Мы создаем системы обработки одно-, многоканальных сигналов, и медицинских изображений: плоских, трехмерных, видеопотока.

К группе биомедицинских сигналов относятся: ЭЭГ, ЭКГ, ЭМГ, речь, температура, давление, и так далее. По этим данным системы автоматического анализа могут заранее предсказывать наступление приступов эпилепсии, фибрилляцию сердца, наличие патологий. По нескольким источникам данных можно с высокой точностью автоматически оценить психоэмоциональное состояние человека.

Методы, связанные с получением изображений: компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ), однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ), рентгенография и изображения оптического или инфракрасного спектра, получаемые при помощи обычных фото- и видеокамер. Возможности применения систем автоматического анализа таких данных сложно перечислить. Это: диагностика и определение очагов поражения внутренних и внешних органов, классификация и измерение объектов на гистологических изображениях или, например, автоматическое выделение и классификация пораженных зубов по рентгеновским снимкам.

Если обобщить, обработка медицинских изображений и биомедицинских сигналов при помощи методов компьютерного зрения и глубокого машинного обучения может применяться для:

  1. автоматического обнаружения событий;
  2. обнаружения объектов и измерения их параметров;
  3. предсказания событий: на основе текущего сигнала данного пациента или накопленному массиву данных по разным пациентам;
  4. выявления аномалий в тканях или функциях, патологий и начинающихся болезней;
  5. классификации образцов;
  6. очистки и улучшения данных;
  7. выделения границ и объектов, не видимых невооруженным глазом;
  8. поиска объектов по образцу;
  9. выявления и исследования характеристик объектов и сигналов;
  10. анализа эмоций, определения психоэмоционального состояния (affective computing).

Дальше мы приведем примеры актуальных работ по разным направлениям машинного анализа медицинских изображений и биомедицинских сигналов.

Ультразвуковое исследование (УЗИ)

Анализ видеопотока УЗИ плода для диагностики врожденной болезни сердца

Интерпретация ультразвуковых видеороликов сердца плода имеет решающее значение для антенатальной диагностики ишемической болезни сердца (ИБС). Автоматизированные методы анализа изображений могут внести важный вклад в улучшение показателей обнаружения ИБС. Система, представленная в цитируемой работе, используется для отслеживания ключевых переменных, которые описывают содержание каждого кадра видео двумерного ультразвукового сканирования здорового сердца плода. Она предсказывает видимость, местоположение и ориентацию сердца плода в изображении, а также ракурс каждого кадра. Такие системы могут помочь в обнаружении ИБС в аномальных случаях.

Automated annotation and quantitative description of ultrasound videos of the fetal heart

Результаты алгоритма на двух последовательностях (в каждой последовательности верхняя строка показывает предсказание, а нижняя строка показывает основную истину). Отображаемые времена - это номера кадров. Стрелка и окружность  представляют собой положение в сердечном цикле (направленное наружу представляет собой систолу и направленное внутрь представляет диастолу).

Источник: “Automated annotation and quantitative description of ultrasound videos of the fetal heart”, 2016, Christopher P.Bridge et al.

Анализ трехмерных изображений УЗИ для выделения участков пораженной кожи

В этой работе представлен алгоритм выделения участков пораженной кожи в 3D высокочастотных ультразвуковых изображениях. Сегментация проводится на опухолях меланомы и базально-клеточной карциномы, наиболее распространенных типах рака кожи, и может использоваться для диагностики и хирургического планирования иссечения в клиническом контексте.

Improved boundary segmentation of skin lesions in high-frequency 3D ultrasound

Источник: “Improved boundary segmentation of skin lesions in high-frequency 3D ultrasound”, 2017, B. Sciolla et al.

Анализ гистологических изображений в количественной гистологии

DCAN: Deep contour-aware networks for object instance segmentation from histology images

Примеры сегментации железы в доброкачественных (верхний ряд) и злокачественных (нижних рядах) случаях. Графики слева направо показывают исходные изображения (окрашенные гематоксилином и эозином) и размеченные патологоанатомами (отдельные объекты обозначаются разными цветами) соответственно. Таким же образом система автоматически с высокой точностью размечает изображения, уменьшая ручной труд специалистов.

Источник: “DCAN: Deep contour-aware networks for object instance segmentation from histology images”, 2016, Hao Chen et al.

Морфология желез обычно используется для оценки степени злокачественности аденокарциномы. Точное выделение желез на гистологических изображениях является решающим шагом для получения надежных значений для количественной диагностики.

Анализ рентгеновских снимков

Стоматологическая рентгенография

Стоматологический рентгенографический анализ играет важную роль в клинической диагностике, лечении и хирургии, поскольку рентгенограммы могут быть использованы для поиска скрытых стоматологических структур, злокачественных или доброкачественных масс, полостей и утраченной костной ткани. Анализ стоматологической радиографии является обязательным во время диагностики и лечения, таких как: лечение корневых каналов, диагностика кариеса, диагностика и планирование лечения ортодонтических пациентов.

Выявление кариеса и анализ анатомии зубов имеют важное значение для клинической диагностики и лечения. Стоматологический кариес представляет собой передаваемое бактериальное заболевание зубов, которое разрушает структуру зубов, а стоматолог подходит к диагностике и лечению кариеса зубов, основываясь главным образом на рентгенограммах.

Радиографическое обследование может улучшить выявление и диагностику кариеса. В клинической практике такие поражения традиционно диагностируется визуальным контролем в сочетании с рентгенографией. Поэтому автоматизированные системы обнаружения кариеса с высокой воспроизводимостью и точностью широко востребованы врачами.

A benchmark for comparison of dental radiography analysis algorithms

Рентгенограммы: (a) необработанное изображение (б) выделено семь зубных структур, включая (1) кариес, синим цветом, (2) эмаль, зеленым цветом, (3) дентин, желтым цветом, (4) пульпа, красным цветом, (5) коронка, цветом кожи, (6) восстановленный участок зуба, оранжевым цветом и (7) залеченный корневой  канал - голубым цветом.

Источник: “A benchmark for comparison of dental radiography analysis algorithms”, 2016, Ching-WeiWang, et al.

Цефалометрический анализ для классификации анатомических аномалий

A benchmark for comparison of dental radiography analysis algorithms

Цефалометрический анализ для классификации анатомических аномалий.

Источник:“A benchmark for comparison of dental radiography analysis algorithms”, 2016, Ching-WeiWang, et al.

Цефалометрический анализ описывает интерпретацию костных, зубных и мягких тканевых структур пациентов и предоставляет информацию для ортодонтического анализа и планирования лечения. Однако в клинической практике ручное отслеживание анатомических структур обычно проводится во время планирования лечения. Эта процедура занимает много времени и она субъективна. Автоматическое определение ориентиров для диагностики и ортодонтического лечения цефалометрии может упростить решение этих проблем.

Помимо обнаружения анатомических ориентиров в цефалометрических изображениях решается задача классификации анатомических аномалий с использованием этих ориентиров.

Сегментация МРТ изображений

Диагностика и определение очагов поражения на изображениях МРТ головного мозга

Магнитно-резонансная томография (МРТ) обеспечивает исследователя подробными изображения головного мозга и является одним из наиболее распространенных тестов, используемых для диагностики опухолей головного мозга. Метод позволяет получать трехмерные изображения высокого качества и разрешения, которые строятся по набору последовательных двумерных сечений. Сегментация изображений МРТ мозга на анатомические структуры является важным шагом при диагностике, прогнозированию скорости роста и планировании лечения.

Brain tumor segmentation with Deep Neural Networks

Результаты автоматической обработки на аксиальном разрезе. В левом верхнем углу - анализируемое изображение. В левом нижнем углу - результаты ручной разметки. На остальной части рисунка показаны результаты автоматической разметки и классификации участков мозга. Цветовая классификация: Fig. 7 отек, Fig. 7 осложненная опухоль, Fig. 7некроз, Fig. 7 неосложненная опухоль.

Источник: “Brain tumor segmentation with Deep Neural Networks”, 2016, Mohammad Havaei

Магнитно-резонансная томография (МРТ) сердца

Сегментация левого желудочка (LV) по изображениям магнитно-резонансной томографии (МРТ) является важным шагом для расчета таких клинических показателей, как объем желудочков и фракция выброса.

  A Combined Deep-Learning and Deformable-Model Approach to Fully Automatic Segmentation of the Left Ventricle in Cardiac MRI 

Автоматическая (красно-черная) и ручная (пунктирная зеленая) сегментация LV в базовом (левом), среднем желудочках (срединном) и вершине (справа) срезах для нескольких записей из базы данных MICCAI (Radau et al., 2009). Каждая строка соответствует одному пациенту, ишемической сердечной недостаточности (SC-HF-I), неишемической сердечной недостаточности (SC-HF-NI), гипертрипам LV (SCHYP) и нормальным (SC-N).

Источник: “A Combined Deep-Learning and Deformable-Model Approach to Fully Automatic Segmentation of the Left Ventricle in Cardiac MRI”, 2016, M. R. Avendi et al.

Combining deep learning and level set for the automated segmentation of the left ventricle of the heart from cardiac cine magnetic resonance

Метод автоматизированной сегментации левого желудочка сердца по изображениям магнитного магнитного резонанса (МР) при помощи глубокого обучения.

Источник: “Combining deep learning and level set for the automated segmentation of the left ventricle of the heart from cardiac cine magnetic resonance”, 2016, Tuan Anh Ngo et al.

Анализ биомедицинских сигналов

Предсказание приступов эпилепсии

Kaggle: Melbourne University AES/MathWorks/NIH Seizure Prediction

Источник: Kaggle: Melbourne University AES/MathWorks/NIH Seizure Prediction

Эпилепсия поражает почти 1% населения мира и характеризуется возникновением спонтанных приступов. Для многих пациентов противосудорожные препараты можно назначать при достаточно высоких дозах для предотвращения приступов, но пациенты часто страдают от побочных эффектов. Для 20-40% пациентов с эпилепсией препараты не эффективны. Даже после хирургического удаления эпилепсии многие пациенты продолжают испытывать спонтанные судороги. Несмотря на то, что приступы происходят нечасто, пациенты с эпилепсией испытывают постоянное беспокойство из-за возможности приступа.

Системы прогнозирования приступов эпилепсии могут помочь пациентам с эпилепсией вести более нормальную жизнь. Для эффективной работы системы прогнозирования на основе ЭЭГ должны надежно идентифицировать периоды повышенной вероятности возникновения судорог. На их основе могут быть созданы устройства, предназначенные для предупреждения пациентов о предстоящих приступах. Пациенты могли избежать потенциально опасных действий, таких как вождение или плавание, а лекарства употреблять только тогда, когда это необходимо, чтобы предотвратить надвигающиеся судороги, уменьшая общие побочные эффекты.

Анализ изображений, снятых обычными фото- и видеокамерами

Это результат работы нашего приложения для отслеживания движений глаз и распознавания эмоций с использованием обычной камеры.

Мы создали его для исследователей в Neurodata Lab. Он называется Eye Catcher.

Eye Catcher - приложение для оптического отслеживания движений глаз и распознавания эмоций в повседневных ситуациях. Система определяет эмоцию как смесь из 6 основных: счастье, печаль, удивление, гнев, отвращение, страх.

Сейчас он востребован для анализа поведения людей в диалогах. Eye Catcher - полностью программное решение, работает на видео, снятых обычными камерами, без ИК-подсветки. Калибровка тоже не требуется.



Появились вопросы? Задайте их нам:


Написать
info@ocutri.com
+7 (499) 4041628
Или можете написать прямо здесь:

EN RU
Ocutri

ocutri

Offshore software development and R&D for non-standard and science intensive tasks.

Contact Us

Medical image computing and biomedical signal analysis

A survey.


Get in Touch

SEE MORE AND SUBSCRIBE:

Application of methods for digital processing of images and signals has become widespread in medicine. This progress is based on two aspects. First is the rapid development of medical diagnostic equipment: computed tomography (CT), single-photon emission computed tomography (SPECT), magnetic resonance imaging (MRI), diverse types of ultrasound and x-ray methods. Secondly is the rapid development of computer technology and mathematical methods of image analysis, machine learning and computer vision.

In recent years, the explosive development of deep learning methods, data analysis methods and data processing systems, for example, big data - all this has led to the fact that the solution of biomedical tasks for which it was previously impossible now can be automated.

We create systems for processing single-, multichannel signals, and medical images: two dimensional (2D), three dimensional (3D), and video stream.

The group of biomedical signals includes: EEG, ECG, EMG, speech, temperature, pressure and so on. Using this data, automatic analysis systems can predict in advance the onset of epileptic seizures, fibrillation of the heart, detect hidden pathologies. Based on several data sources, it is possible to automatically evaluate the psychoemotional state of a person with high accuracy.

Imaging methods are: computed tomography (CT), magnetic resonance imaging (MRI), single-photon emission, computed tomography (SPECT), radiography and images of the optical or infrared spectrum obtained with conventional photo and video cameras. All of the opportunities of using systems for automatic analysis of such data can be hardly enumerated. Some of them are: diagnosis and detection of lesions of internal and external organs, classification and measurement of objects on histological images or, for example, automatic segmentation and classification of damaged teeth on X-ray images.

Altogether, the processing of medical images and biomedical signals using computer vision techniques and deep machine learning can be applied to:

  1. automatic detection of events;
  2. objects detection and measurement of their parameters;
  3. predictions of events: based on the patient's current signal or the accumulated data set for different patients;
  4. detection of anomalies in tissues or organ functions, detection of pathologies and onset of diseases;
  5. classification of samples;
  6. data rectification and enhancement;
  7. delineation of borders and objects not visible to the naked eye;
  8. search for the object by its example;
  9. revealing and research of the characteristics of objects and signals;
  10. emotion analysis, detection of psycho-emotional state (affective computing).

In the following sections we will give examples of actual works on different directions of computer analysis of medical images and biomedical signals.

Ultrasound analysis

Analysis of a fetal heart ultrasound videos

Interpretation of ultrasound videos of the fetal heart is crucial for the antenatal diagnosis of congenital heart disease (CHD). Automated image analysis techniques could make an important contribution towards improving CHD detection rates. The work being cited presents a framework for tracking the key variables that describe the content of each frame of freehand 2D ultrasound scanning videos of the healthy fetal heart. This represents an important first step towards developing tools that can assist with CHD detection in abnormal cases. The system is trained to predict the visibility, location and orientation of the fetal heart in the image, and the viewing plane label from each frame.

Automated annotation and quantitative description of ultrasound videos of the fetal heart

Results of the algorithm on two example sequences (in each sequence the top row shows the prediction, and the bottom row shows the ground truth). Times shown are frame numbers. Additionally, the position of the arrow head represents the position in the cardiac cycle (pointing outwards represents systole and pointing inwards represents diastole).

Source: “Automated annotation and quantitative description of ultrasound videos of the fetal heart”, 2016, Christopher P.Bridge et al.

3D ultrasound analysis for skin cancer localization

In this work a segmentation algorithm for skin lesions in 3D high frequency ultrasound images is presented. The segmentation is done on melanoma and Basal-cell carcinoma tumors, the most common skin cancer types, and could be used for diagnosis and surgical excision planning in a clinical context.

Improved boundary segmentation of skin lesions in high-frequency 3D ultrasound

Source: “Improved boundary segmentation of skin lesions in high-frequency 3D ultrasound”, 2017, B. Sciolla et al.

Analysis of histological images in quantitative histology

DCAN: Deep contour-aware networks for object instance segmentation from histology images

Examples of gland segmentation in benign (top row) and malignant (bottom row) cases. From left to right columns show the original images (stained with hematoxylin and eosin) and annotations by pathologists (individual objects are denoted by different colors), respectively.

Source: “DCAN: Deep contour-aware networks for object instance segmentation from histology images”, 2016, Hao Chen et al.

The morphology of glands has been used routinely by pathologists to assess the malignancy degree of adenocarcinomas. Accurate segmentation of glands from histology images is a crucial step to obtain reliable morphological statistics for quantitative diagnosis.

X-ray image analysis

Dental radiography analysis

Dental radiography analysis plays an important role in clinical diagnosis, treatment and surgery as radiographs can be used to find hidden dental structures, malignant or benign masses, bone loss and cavities. During diagnosis and treatment procedures such as root canal treatment, caries diagnosis, diagnosis and treatment planning of orthodontic patients, dental radiography analysis is mandatory.

Сaries detection and dental anatomy analysis are important in clinical diagnosis and treatment. Dental caries is a transmissible bacterial disease of the teeth that would destructs the structure of teeth, and the dentist has approached diagnosing and treating dental caries based mostly on radiographs. While dental caries is a disease process, the term is routinely used to describe radiographic radiolucencies.

Radiographic examination can improve the detection and diagnosis of the dental caries. In the clinical practice, caries lesions have traditionally been diagnosed by visual inspection in combination with radiography. Therefore, automated caries detection systems with high reproducibility and accuracy would be welcomed in clinicians’ search for more objective caries diagnostic methods.

A benchmark for comparison of dental radiography analysis algorithms

Bitewing radiographs: (a) a raw image with (b) seven dental structures highlighted, including (1) caries with blue color, (2) enamel with green color, (3) dentin with yellow color, (4) pulp with red color, (5) crown with skin color, (6) restoration with orange color and (7) root canal treatment with cyan color.

Source: “A benchmark for comparison of dental radiography analysis algorithms”, 2016, Ching-WeiWang, et al.

Cephalometric analysis for the clinical diagnosis of anatomical abnormalities

A benchmark for comparison of dental radiography analysis algorithms

Cephalometric tracing clinical measurements for classification of anatomical abnormalities.

Source:“A benchmark for comparison of dental radiography analysis algorithms”, 2016, Ching-WeiWang, et al.

Cephalometric analysis describes the interpretation of patients’ bony, dental and soft tissue structures and provides all images for the orthodontic analysis and treatment planning. However, in clinical practice, manual tracing of anatomical structures (as shown in Fig. 1) is commonly conducted during treatment planning. This procedure is time consuming and subjective. Automated landmark detection for diagnosis and orthodontic treatment of cephalometry could be the solution to facilitate these issues.

Apart from anatomical landmark detection in cephalometric images, a new classification task for the clinical diagnosis of anatomical abnormalities using these landmarks is being solved.

Segmentation of MRI images

Diagnosis and detection of lesions on images of brain MRI

Magnetic resonance imaging (MRI) provides the researcher with detailed images of the brain and is one of the most common tests used to diagnose brain tumors. The method allows to obtain three-dimensional images of high quality and resolution, which are built on a set of consecutive two-dimensional sections. Segmentation of MRI images of the brain to anatomical structures is an important step in the diagnostics, growth rate prediction and treatment planning.

Brain tumor segmentation with Deep Neural Networks

Algorithm results from the Axial view. In the upper left corner is the analyzed image. In the lower left corner - the results of manual markup. The rest of the figure shows the results of automatic markup and classification of brain areas. The color codes are as follows: Fig. 7 edema, Fig. 7 enhanced tumor, Fig. 7necrosis, Fig. 7 non-enhanced tumor.

Source: “Brain tumor segmentation with Deep Neural Networks”, 2016, Mohammad Havaei

Cardiac magnetic resonance imaging

Segmentation of the left ventricle (LV) from cardiac magnetic resonance imaging (MRI) datasets is an essential step for calculation of clinical indices such as ventricular volume and ejection fraction.

  A Combined Deep-Learning and Deformable-Model Approach to Fully Automatic Segmentation of the Left Ventricle in Cardiac MRI 

Automatic (red-black) and manual (dashed green) segmentation of LV in the base (left), mid-ventricular (middle) and the apex (right) slices for multiple cases of the MICCAI database (Radau et al., 2009). Each row corresponds to one patient, ischemic heart failure (SC-HF-I), non-ischemic heart failure (SC-HF-NI), LV hypertrphies (SCHYP) and normal (SC-N).

Source:“A Combined Deep-Learning and Deformable-Model Approach to Fully Automatic Segmentation of the Left Ventricle in Cardiac MRI”, 2016, M. R. Avendi et al.

Combining deep learning and level set for the automated segmentation of the left ventricle of the heart from cardiac cine magnetic resonance

A method that combines deep learning and level set for the automated segmentation of the left ventricle of the heart from cardiac cine magnetic resonance (MR) data.

Source: “Combining deep learning and level set for the automated segmentation of the left ventricle of the heart from cardiac cine magnetic resonance”, 2016, Tuan Anh Ngo et al.

Biomedical signal analysis

Epileptic seizures prediction

Kaggle: Melbourne University AES/MathWorks/NIH Seizure Prediction

Source: Kaggle: Melbourne University AES/MathWorks/NIH Seizure Prediction

Epilepsy afflicts almost 1% of the world's population and is characterized by the occurrence of spontaneous seizures. For many patients, anticonvulsant drugs can be prescribed at sufficiently high doses to prevent seizures, but patients often suffer from side effects. For 20-40% of patients with epilepsy drugs are not effective. Even after the surgical removal of epilepsy, many patients continue to experience spontaneous convulsions. Despite the fact that seizures occur infrequently, patients with epilepsy experience constant anxiety due to the possibility of an attack.

Epileptic seizure prediction systems can help patients with epilepsy lead a more normal life. For efficient operation of the EEG-based forecasting system should reliably identify periods of increased probability occurrence of seizures. This will lead to devices created, designed to warn patients about future attacks. Patients could avoid potentially dangerous actions, such as driving or swimming, and use medicines only if, when necessary, to prevent impending seizures, reducing overall side effects.

Analysis of images taken with commodity photo and video cameras

This is our eye tracking and emotion recognition system that analyzes eye movements and facial expressions using a standard camera.

We have created it for researchers at Neurodata Lab. It is called the Eye Catcher.

Eye Catcher is an eye tracking and emotion recognition app for measuring eye movements and gaze direction of people in everyday life, unconstrained environments. It detects emotions as a mix of 6 basic expressions: happiness, sadness, surprise, anger, disgust, fear.

Eye Catcher works with videos shot by commodity cameras, no special hardware or calibration needed.



Got questions? Get in touch:


Contact Us
info@ocutri.com
Or just type here and click 'Send':